МВК КАИ - КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Туполева
 
Кафедра истории и связей с общественностью
ПоискНа главную

Ирина Алексеевна ГАТАУЛЛИНА

Gataullina

Профессор, доктор исторических наук, заведующая кафедрой ИСО

На кафедре истории и связей с общественностью работает с 2005 года. Ведет занятия по дисциплинам «Основы научно-исследовательской работы» и «История».

Высшее образование:

Закончила историко-филологический факультет Казанского государственного университета в 1982 году по специальности «Историк, преподаватель». Имеет сертификат на право преподавания дисциплины «Культурология». В 2010 году защитила докторскую диссертацию.

Значимые научные работы:

Хозяйственное взаимодействие средневолжских республик и областей 1920-е годы. Изд-во КГУ, 1993 г. (6 п.л.). Монография.

Среднее Поволжье в годы НЭПа: социально-экономические процессы и повседневность. Изд-во КГУ, 2007 г.(25 п.л.). Монография.

Ирина Алексеевна – один из авторов учебно-методического комплекса «История», разработанного в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения.

Практический опыт работы:

КГАСУ, доцент кафедры истории и культуры

Родилась 22 февраля 1958 года. В 1975 году после окончания средней школы работала библиотекарем, музыкальным работником в дошкольном учреждении. В 1977 году поступила на исторический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, по окончании которого была направлена на работу в комсомольскую организацию Казанского инженерно-строительного института. В качестве освобожденного секретаря по идеологической работе трудилась с 1982 по 1987 год.

С 1987 по 1990 год – аспирантура в КГУ. Учеба завершилась защитой кандидатской диссертации. С 1990 по январь 2010 год работала на кафедре истории и культурологии КИСИ (КГАСА, КГАСУ). В 2009 году защитила докторскую диссертацию.

Воспитывает дочь. Страдает от катастрофической нехватки свободного времени и живет по принципу «дорогу осилит идущий».

Сейчас изучать историю намного интереснее

Предлагаем вашему вниманию интервью, которое взяла у Ирины Алексеевны ГАТАУЛЛИНОЙ  студентка Гульнара МУХАМЕТШИНА.

– Нам известно, что Вы закончили исторический факультет Казанского государственного университета. Как вспоминаете студенческие годы?

– С благодарностью к преподавателям, факультету, университету, который окончила в 1982 году. Горжусь, что училась в одном из старейших вузов Казани и в целом России.

– Как сложилась Ваша профессиональная деятельность после окончания университета? Сразу ли Вы нашли работу?

– В советское время трудоустройство выпускников вузов было гарантировано. Выпускники истфака направлялись в районные отделы народного образования республики, которые распределяли их по школам. А я была направлена республиканским обкомом ВЛКСМ в комитет комсомола Казанского инженерно-строительного института в качестве освобожденного секретаря по идеологической работе с молодежью. Работала в этой должности с 1982 по1987 год. Потом до 1990 года училась в аспирантуре КГУ. С 1990 по 2009 год работала на кафедре истории и культурологии КГАСУ, преподавала отечественную историю и культурологию.

– Почему Вы выбрали именно исторический факультет КГУ?

– История привлекала мое внимание еще в детстве. Но то, что она стала предметом моей профессиональной деятельности, было обусловлено работой в комсомоле. Работа с молодежью вызвала во мне глубокий интерес к обществу как к объекту научного анализа. Времена тогда были сложные, осуществлять научный поиск было непросто. Сейчас изучать историю намного интереснее. Выясняется, что мы знали только какую-то незначительную ее часть.

С 2005 года я работаю в КАИ, сначала – в качестве внешнего совместителя на вечернем отделении, а теперь – штатным сотрудником. Мне нравится кафедра истории и связей с общественностью, где работает талантливый, динамичный коллектив под руководством Дании Киямовны. Это важно.

– Известно, что мужчины занимают высокие посты в государственных структурах. Как Вы думаете, женщины имеют равные условия для карьерного роста?

– Женщины не имеют таких условий, но должны их получить. Сегодня, мне кажется, ситуация складывается не лучшим образом в отношении женщины-руководителя. Немногим удается сделать карьеру, но кто добивается этого, они, как правило, достигают многого. Женщине есть в чем соревноваться с мужчиной: она более гибка, пластична, но главное – справедлива в принятии решений.

– Какими качествами должна обладать женщина, чтобы добиться успеха?

– Она должна быть целеустремленной и волевой, где-то жесткой и, безусловно, амбициозной. Я думаю, что гендерный подход в оценке роли женщины и мужчины – это взгляд традиционного общества. Современный мир диктует руководителю такие требования, которые связаны прежде всего с гибкостью, с умением налаживать отношения и способностью уступать, что больше свойственно женской природе, чем мужской. Женщина прежде всего – мать, она более склонна к справедливой оценке противоречивых ситуаций, лучше разрешает их. Мужчины-руководители, на мой взгляд, более агрессивны, и в этом смысле с ними тяжело конкурировать. На мой взгляд, для этого нужно обладать крепким здоровьем. При этом нельзя приносить в жертву взаимоотношения с близкими людьми.

Дания Киямовна – яркий пример редкого типа руководителя, который, будучи сильным и опытным управленцем, не только сохраняет свои человеческие качества, но и на их основе выстраивает свои отношения с людьми. Она интересна как личность и привлекательна как женщина.

– Для студентов каких специальностей Вы преподаете?

– Я работаю со студентами, которые учатся на физико-математическом факультете, факультете бизнеса и инновационных технологий, а также на вечернем отделении, где читаю курс отечественной истории.

– Вы являетесь заместителем заведующего кафедрой и руководите методологическим семинаром исторического знания. Это хлопотные занятия?

– В настоящее время с другими преподавателями завершили разработку программы и учебно-методического комплекса по образовательному стандарту третьего поколения по дисциплине «История». Это была сложная и ответственная работа, которая решала две важные задачи: первая – мы должны были рассмотреть отечественную историю в контексте мировой, вторая – учесть профессиональную ориентированность исторического материала в преподавании дисциплины студентам различных специальностей. Вы, наверное, знаете, что историю в КАИ учат на всех факультетах и во всех институтах.

– Что Вы можете сказать о сегодняшних студентах и их восприятии истории?

– У современных студентов сложное восприятие истории. И нам, взрослым, понятно, почему. Долгое время история воспринималась как некая завершенная данность, которую невозможно знать в полном объеме. Когда Советский Союз разрушился, мы поняли, что собственную историю знаем мало. Ведь история – это серьезная область научного познания, которая не ограничивается рамками коммунистической идеологии.

Сегодня введены новые стандарты по исторической дисциплине, которые нацелены на понимание истории как части объекта реального научного познания. История – живой, творческий процесс и в плане изучения, осмысления, и в смысле бытования в истории. Не скажу ничего нового: общественная практика показывает, что без изучения истории очень сложно сформировать студента как личность, как специалиста-профессионала.

– А зачем изучать историю студентам технических специальностей?

– Могу показать это на студентах физико-математического факультета, которые очень интересуются историей. У них более живой интерес к ней, чем у гуманитариев, наверное, потому, что у них развито аналитическое мышление. А там, где работает аналитика, – там всегда критический взгляд на вещи. Студенты-гуманитарии склонны исторические явления описывать, а студенты естественно-научных факультетов – их анализировать. Важно понимать, что история – фундамент социогуманитарного знания, а значит ее изучение необходимо всем студентам, независимо от их будущей профессии.

– Каковы Ваши постоянные научные интересы?

– Областью моих научных интересов является история Средневолжского региона в 1920-е годы и ее социокультурная проблематика. По этой теме я написала книгу «Среднее Поволжье в годы НЭПа: социально-экономические процессы и повседневность», которая является концентрированным выражением основных идей докторской диссертации. Я ее подготовила к печати в 2007 году, а сумела опубликовать в издательстве Казанского университета только в 2009 году. Кандидатская диссертация была посвящена изучению механизма хозяйственного взаимодействия республик и областей Среднего Поволжья в 1920-е годы. Думаю продолжить дальнейшее изучение данной темы: писать статьи, методические работы для лучшего усвоения студентами одного из интересных периодов советской истории. Может быть, сумею подготовить еще одну монографию.

– Какой личностью Вы восхищаетесь?

– Интересный вопрос! Вообще я предпочитаю руководствоваться принципом «Не сотвори себе кумира». Как в жизни, так и в моей профессиональной деятельности меня в большей степени привлекают мыслители. Интересно, как они могут схватить и передать суть переживаемого ими момента. Так, глубокое впечатление воспроизвел на меня Фернан Бродель, французский историк XX века, который в своих многочисленных трудах сумел реализовать принцип написания глобальной истории, то есть применил системный метод при ее изучении.

– Спасибо за интервью.

Газета «Семёрочка», №82, 2011 год

КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева